Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков. 
Сформированность учебных умений и навыков: К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.  
Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:    -  выделять главную мысль сообщения; 
 -  связно пересказывать содержание текста; 
 -  отвечать на вопросы к тексту; 
 -  ставить вопросы к тексту; 
 -  делать содержательные выводы на основе полученной информации; 
 -  письменно выражать свою мысль; 
 -  привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.); 
 -  адекватно оценивать результаты собственной работы. 
Индивидуальные способности и склонности: К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие — меньше. 
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности.